Есть небольшая категория людей, которая стремится забраться в такие далекие места, где нет городской суеты, магазинов, постороннего шума и даже дорог толком нет. Вместо грязи наступающего прогресса, они предпочитают грязь дорог и чистоту природы. В наших краях еще полно таких деревень, возьми хоть Лебежь, Щукинскую или Киевскую – диву даешься, как люди туда попадают, живут, что-то строят, сажают…
Восточная часть Кумзерского озера (или большое Кумзерское озеро) с его северной стороны доступна благодаря дороге, соединяющей Шапшу и Кумзеро. Чего не скажешь о южной части озера. От Кумзера, через протоку, соединяющую большую и малую часть озера дорога поднимается резко вверх, однако чтобы добраться до Назарихи, не делая крюк, можно перед подъемом свернуть налево к уютному деревянному мосту через бурную каменистую речку и почти горной тропой взобраться к деревне, откуда открываются невероятные виды. Следующая деревня – Щукинкая, но со стороны Назарихи туда уже не добраться. Самое время переписывать топографические карты: дорога, показанная жирной линией, попросту отсутствует.
До Щукинской люди добираются в основном водным путем – на лодках через озеро либо с нашей, Шапшинской стороны, через Зуёну на тракторах а, если сильно повезет, то и на внедорожниках.
Эта южная часть большого Кумзерского озера для нас ближе не только географически – здесь мы любим просто гулять, исследовать, путешествовать, особенно если тебя ждут друзья из соседней деревни на пироги.
Утренние снегири под окном, тетерева на верхушках за рекой – верный признак, что можно выходить на лед; второй год подряд эти приметы совпали. Пока нас не завалило снегом надо спешить к озеру. Под ногами белая масса рассыпается на тысячи звенящих стеклышек; идеально прозрачный воздух также готов расколоться и зазвенеть от мороза. За Зуёной поворачиваем к берегу; у самой кромки встречаются первые рыбаки. В отличие от дороги, путь по озеру может быть не самый короткий, но зато самый быстрый и интересный. В зависимости от состояния замерзшего озера многие километры можно быстро преодолеть либо на коньках, либо на лыжах. Ни того, ни другого мы не взяли, поэтому идем пешком, наблюдая причудливые узоры озера.
До Машутинского мыса рукой подать; одно из красивейших мест Кумзерского озера привлекает рыбаков: в заливе у Машутихи и чуть в глубине озера расставлены многочисленные жерлицы. Напротив нависает Котовский мыс – добраться в летний период до него не просто, но он также привлекает к себе внимание: под снегом здесь видны расставленные границы археологический раскопок. За этим мысом сразу открывается самая широкая часть озера; по правую руку вдалеке хорошо виднеется Горка, оправдывая свое название, а напротив нее, на высоком южном берегу - Мартыниха и Щукинская.
За Котовским мысом остался, пожалуй, единственный в этой части берег озера не затронутый лесом; красивейший клочок земли с луговыми травами выше человеческого роста. Сама д. Котовская уже не существует, оставшись только на старых советских картах. Даже ее развалины уже с трудом можно найти.
Чуть дальше к озеру вплотную подходит дорога, живописно спускаясь с небольшой горушки; на нее мы и выходим. Короткий декабрьский день подгоняет вернуться домой; солнце, едва появившись, стремится к закату.
У Машутихи замечаем свежую гравийную насыпь; дорога здесь из тракторной превратилась во вполне приличную. Выдержим ли мы это испытание и сохраним ли нетронутым грязью, шумом и мусором этот уголок земли таким же, каким он еще остается вдали от хороших дорог?
Незаметно вернулись к нашей деревне. Родная Вондожь почти уснула подо льдом; лишь небольшая стремнина осталась незатянутой у храма, перед мостом. Идем смело по реке к дому, разглядывая подводный мир и невероятные рисунки спящей реки. Вот уже и пришли. Поднимаемся на берег и возвращаемся словно из другого мира. А через пару дней нас уже окончательно заметет.
#Кумзеро
#Кумзерскоеозеро
#переездвдеревню
#жизньвдеревне
#изгородавдеревню
#жизньввологодскойглубинке